1. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов. (!) метод (?) принцип (?) эксперимент (?) разработка 2. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении. (!) наука (?) апробация (?) концепция (?) теория 3. _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике. (!) методология (?) идеология (?) аналогия (?) морфология 4. Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся: (?) философские (?) общенаучные (?) дисциплинарные (!) определяющие 5. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится: (?) наблюдение (?) эксперимент (?) сравнение (!) формализация 6. Отличительными признаками научного исследования являются: (?) целенаправленность (?) поиск нового (?) строгая доказательность (!) все перечисленные признаки 7. К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится: (?) анализ (?) синтез (?) абстрагирование (!) эксперимент 8. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы: (?) структурный (?) организационный (?) функциональный (!) структурный, организационный и функциональный 9. Исходя из результатов деятельности, наука может быть: (?) фундаментальная (?) прикладная (?) в виде разработок (!) фундаментальная, прикладная и в виде разработок 10. Научно-техническая политика в развитии науки может быть: (?) фронтальная (?) селективная (?) ассимиляционная (!) фронтальная, селективная и ассимиляционная 11. Главными целями научной политики в системе образования являются: (!) подготовка научно-педагогических кадров (?) совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса (?) совершенствование планирования и финансирования научной деятельности (?) все перечисленные цели 12. В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП): (?) федеральным целевым программам (!) программам Министерства образования России (?) программам других министерств (?) региональным программам 13. Методика научного исследования представляет собой: (?) систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов (?) совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности (?) способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений (!) все перечисленные определения 14. В формировании научной теории важная роль отводится: (?) индукции и дедукции (?) абдукции (?) моделированию и эксперименту (!) всем перечисленным инструментам 15. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила? (?) в период античности (?) в Новое время (?) с середины XIXв. (!) со второй половины XX. 16. В какой период времени наука возникла как социальный институт? (?) в период античности (!) в Новое время (?) с середины XIXв. (?) со второй половины XX. 17. В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания? (!) в период античности (?) в Новое время (?) с середины XIXв. (?) со второй половины XX. 18. _________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. (!) наука (?) гипотеза (?) теория (?) концепция 19. В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров? (?) в период античности (?) в Новое время (!) с середины XIXв. (?) со второй половины XX. 20. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это … (!) научное направление (?) научная теория (?) научная концепция (?) научный эксперимент 21. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета: (?) Анализ (!) Синтез (?) Индукция (?) Дедукция 22. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый: (?) Наблюдение (?) Эксперимент (!) Аналогия (?) Синтез 23. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей: (!) Моделирование (?) Аналогия (?) Эксперимент (?) Синтез 24. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям: (?) Анализ (?) Синтез (?) Индукция (!) Дедукция 25. Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это… (?) опыт (!) наука (?) философия (?) естествознание 26. Функцией науки в обществе является… (?) создание грамотного, «умного» общества (?) построение эффективной работы социума (!) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов (?) создание базы для дальнейших научных исследований 27. Наука как форма общественного сознания возникла в… (!) Древней Греции (?) Древнем Риме (?) Египте (?) Новое время 28. Наука как социальный институт возникла в… (?) Древней Греции (?) Древнем Риме (?) Египте (!) Новое время 29. Наука как система подготовки кадров существует с… (?) 16 века (?) 17 века (!) середины 19 века (?) середины 18 века 30. Науки о природе называются… (?) общественные науки (?) философские науки (?) технические науки (!) естественные науки 31. Науки об обществе называются… (!) общественные науки (?) философские науки (?) технические науки (?) естественные науки 32. Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются… (?) общественные науки (!) философские науки (?) технические науки (?) естественные науки 33. Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются… (?) общественные науки (?) философские науки (!) технические науки (?) естественные науки 34. Физика, механика, химия, биология относятся к… (?) общественным наукам (?) философским наукам (?) техническим наукам (!) естественным наукам 35. Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды? (?) прикладные науки (!) фундаментальные науки (?) технические науки (?) естественные науки 36. Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач? (!) прикладные науки (?) фундаментальные науки (?) технические науки (?) естественные науки 37. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется… (?) научная теория (?) научная практика (?) научный метод (!) научное исследование 38. Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования? (?) целенаправленность (?) поиск нового (!) бессистемность (?) доказательность 39. Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования? (?) целенаправленность (?) поиск нового (?) систематичность (!) бездоказательность 40. Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний? (?) подготовительный (!) творческий (?) исследовательский (?) заключительный 41. Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования. (!) подготовительном (?) втором (?) исследовательском (?) заключительном 42. Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования. (?) втором (?) исследовательском (!) подготовительном (?) заключительном 43. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования. (?) первом (!) исследовательском (втором) (?) подготовительном (?) заключительном 44. Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования. (?) первом (?) подготовительном (!) исследовательском (втором) (?) заключительном 45. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования. (?) первом (?) подготовительном (?) заключительном (!) исследовательском (втором) 46. Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования. (?) первом (?) подготовительном (?) исследовательском (втором) (!) заключительном (третьем) 47. Проблема научного исследования – это… (!) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке (?) то, что не получается у автора научного исследования (?) источник информации, необходимой для исследования (?) более конкретный источник информации, необходимой для исследования 48. Объект научного исследования – это… (?) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке (?) то, что не получается у автора научного исследования (!) источник информации, необходимой для исследования (?) более конкретный источник информации, необходимой для исследования 49. Предмет научного исследования – это… (?) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке (?) то, что не получается у автора научного исследования (?) источник информации, необходимой для исследования (!) более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета 50. Тема научного исследования должна быть… (?) с размытой формулировкой (!) точно сформулированной (?) сформулирована в конце исследования (?) сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать 51. Цель научного исследования – это… (!) краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования (?) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел (?) источник информации, необходимой для исследования (?) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке 52. Тема научного исследования – это… (!) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел (?) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке (?) источник информации, необходимой для исследования (?) более конкретный источник информации, необходимой для исследования 53. Гипотеза научного исследования – это… (?) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел (?) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке (!) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений (?) источник информации, необходимой для исследования 54. Рабочая гипотеза – это… (?) реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию (!) временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала (?) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел (?) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке 55. Метод научного исследования – это… (?) система последовательных действий, модель исследования (?) предварительные обобщения и выводы (?) временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала (!) способ исследования, способ деятельности 56. Методика научного исследования – это… (!) система последовательных действий, модель исследования (?) предварительные обобщения и выводы (?) временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала (?) способ исследования, способ деятельности 57. _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата. (?) гипотеза (!) метод (?) цели (?) задачи 58. Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования. (?) общенаучным (?) частнонаучным (?) междисциплинарным (!) философским 59. Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования. (?) общенаучным (!) частнонаучным (?) междисциплинарным (?) философским 60. Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования. (?) общекультурным (?) общелогическим (!) эмпирическим (?) теоретическим 61. Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это… (!) наблюдение (?) эксперимент (?) сравнение (?) теоретизация 62. Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это… (?) наблюдение (!) эксперимент (?) сравнение (?) теоретизация 63. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это… (?) наблюдение (?) эксперимент (!) сравнение (?) теоретизация 64. Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это… (?) активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса (?) познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов (?) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (!) целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) 65. Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это… (!) активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса (?) познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов (?) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (?) целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) 66. Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это… (?) активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса (!) познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов (?) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (?) целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) 67. Аксиома – это… (?) положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет (?) положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы (!) положение, которое принимается без логического доказательства (?) положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами 68. Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в… (!) логико-математических науках и информатике (?) естествознании (?) технических и гуманитарных науках (?) математических науках 69. Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в… (?) логико-математических науках и информатике (?) естествознании (?) технических и гуманитарных науках (!) математических науках 70. Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в… (?) логико-математических науках и информатике (!) естествознании (?) технических и гуманитарных науках (?) математических науках 71. Прагматический метод теоретического исследования применяется в… (?) логико-математических науках и информатике (?) естествознании (!) технических и гуманитарных науках (?) математических науках 72. Абстрагирование как общелогический метод исследования – это… (?) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (!) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (?) прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов (?) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое 73. Обобщение как общелогический метод исследования – это… (?) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (?) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (!) прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов (?) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое 74. Анализ как общелогический метод исследования – это… (!) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (?) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (?) прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов (?) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое 75. Синтез как общелогический метод исследования – это… (?) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (?) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта (?) прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов (!) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое 76. Индукция как общелогический метод исследования – это… (!) совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим (?) использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений (?) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (?) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое 77. Дедукция как общелогический метод исследования – это… (?) совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим (!) использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений (?) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (?) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое 78. Системный подход в научном исследовании – это… (?) совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим (?) использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений (?) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения (!) совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем 79. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это… (?) синтез (!) системный подход (?) метод индукции (?) метод дедукции 80. Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это… (?) синтез (?) системный подход (?) метод индукции (!) метод дедукции 81. Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это… (?) синтез (?) системный подход (!) метод индукции (?) метод дедукции 82. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это… (!) синтез (?) системный подход (?) метод индукции (?) метод дедукции 83. Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это… (?) синтез (!) анализ (?) метод индукции (?) метод дедукции 84. Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это… (?) синтез (?) анализ (!) обобщение (?) абстрагирование 85. Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это… (?) синтез (?) анализ (?) обобщение (!) абстрагирование 86. Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования. (?) общенаучным (?) частнонаучным (!) социологическим (?) философским 87. При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод? (!) метод опроса (?) анализ документов (?) социологический эксперимент (?) моделирование 88. При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод? (?) метод опроса (?) анализ документов (!) социологический эксперимент (?) моделирование 89. Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления: (?) конспекта (?) плана (?) аннотации (!) всего перечисленного 90. Осмысление текста достигается следующими приемами: (?) понимания отдельных слов и словосочетаний (?) понимания предложений (?) понимания текстовых суждений (!) всеми названными приемами 91. Правила чтения литературы предполагают следующие приемы: (!) все названные приемы (?) разбивка текста на «опорные пункты» (?) соотношение разных частей текста (?) пересказ текста «своими словами» 92. При чтении литературы исследователь часто прибегает к выпискам, способствующим систематическому накапливанию нужных сведений. В выписках находят отражение: (?) отдельные мысли (!) все перечисленное (?) статистические данные (?) примеры 93. При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого: (?) уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей (?) записывать в виде тезисов отдельные смысловые части (?) выражать текст в виде схем, таблиц (!) использовать все перечисленное 94. Статьи и материалы о теории исследований, а также прикладного характера, предназначенные научным работникам, публикуются в ___________ журналах. (?) общественно-политических (?) популярных (!) научных (?) производственно-практических 95. Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются… (?) научные (!) реферативные (?) популярные (?) литературно-художественные 96. Аудиовизуальные документы включают в себя: (?) видеодокумент (?) кинодокумент (?) фотодокумент (!) все перечисленные виды 97. __________ - это квалификационная научная работа в определенной области науки, имеющая внутреннее единство, содержащая совокупность научных результатов, научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующих о личном вкладе автора в науку и его качествах как ученого. (?) монография (?) доклад (?) дипломная работа (!) диссертация 98. ___________ - это научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. (?) полное собрание сочинений (!) монография (?) избранные труды (?) диссертация 99. К официальным документам относятся: (?) документы, действующие на федеральном уровне (?) документы, действующие на уровне субъектов РФ (?) документы, действующие в пределах отдельной организации (!) все перечисленные виды документов 100. Система поиска информации в Интернете включает работу с: (!) всеми названными инструментами (?) браузерами (программами – просмотрщиками) (?) метапоисковыми машинами (?) каталогами 101. Оперативную информацию об опубликованных книгах можно получить в изданиях: (?) «В мире книг» (?) «Книжная летопись» (!) «Книжное обозрение» (?) «Реферативный журнал» 102. Вид речевой деятельности, который направлен на восприятие и переработку информации письменного текста, называется… (!) чтение (?) изучение (?) обучение (?) выявление 103. Для написания курсовой работы необходимо использовать ___________ источников. (?) 1 – 2 (!) 15 - 20 (?) 8 – 10 (?) 10 – 15 104. Радио- и телевещание, а также Интернет и различные компьютерные носители относятся к ______________ источникам информации. (?) печатным (?) официальным (!) электронным (?) недостоверным 105. Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации. (!) печатным (?) электронным (?) официальным (?) недостоверным 106. Монография, брошюра, сборник, журнальная статья относятся к ______________ источникам информации. (?) официальным (?) неофициальным (?) недостоверным (!) литературным 107. Рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия относятся к ______________ источникам информации. (!) литературным (?) официальным (?) неофициальным (?) недостоверным 108. Монография – это… (!) научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы (?) издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения (?) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов (?) печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания 109. Брошюра – это… (?) издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения (!) печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания (?) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов (?) научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы 110. Сборник научных статей – это… (?) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов (?) печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания (!) издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения (?) научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы 111. Рецензия – это… (?) издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения (?) печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания (!) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов (?) научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы 112. Научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы – это… (?) сборник научных статей (?) рецензия (!) монография (?) брошюра 113. Печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания – это… (?) сборник научных статей (?) монография (?) рецензия (!) брошюра 114. Издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения – это… (!) сборник научных статей (?) монография (?) рецензия (?) брошюра 115. Критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов – это… (?) сборник научных статей (!) рецензия (?) монография (?) брошюра 116. Аннотация – это… (?) издание, предназначенное для педагогических целей, в котором рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий (!) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено (?) краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения (?) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов 117. Тезисы доклада – это… (?) издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий (!) краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения (?) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов (?) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено 118. Учебные и методические пособия – это… (?) краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения (?) критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов (!) издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий (?) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено 119. Краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено – это… (!) аннотация (?) рецензия (?) тезисы доклада (?) учебное (методическое) пособие 120. Издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий – это… (?) аннотации (!) учебные и методические пособия (?) рецензии (?) тезисы доклада 121. Краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения – это… (?) аннотация (?) рецензия (!) тезисы доклада (?) учебное (методическое) пособие 122. Каких библиографических ссылок НЕ бывает? (?) внутри текстовых (?) подстрочных (!) надстрочных (?) за текстовых 123. Формами организации учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) являются: (?) элементы исследований при прохождении практики (?) домашние задания с элементами творческого поиска (?) участие в выполнении бюджетных и договорных тем (!) все перечисленные формы 124. Формами организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) являются: (?) студенческие научные кружки (?) выполнение курсовых и дипломных работ (?) конкурсы научных студенческих работ (!) все названные формы 125. Принципами научной организации труда исследователя являются: (?) плановость (?) самоорганизация (?) самоограничение (!) все названные принципы 126. К целям курсовой работы НЕ относится: (?) закрепить, углубить и расширить теоретические знания (?) овладеть навыками самостоятельной работы (?) выработать умения формулировать суждения и выводы (!) получить новое научное знание 127. Требования, предъявляемые к курсовой работе, НЕ содержат: (?) требования к структуре (?) требования к содержанию (?) требования к оформлению (!) требования к внедрению в практику 128. Курсовая работа имеет статус… (!) экзамена (?) зачета (?) тематического контроля знаний (?) квалификационной работы 129. Введение к курсовой (дипломной) работе следует начать… (!) с обоснования актуальности темы (?) с выдвижения гипотезы (?) с формулировки цели и задач (?) с методов исследования 130. Заключение к курсовой (дипломной) работе идет вслед за… (?) списком литературы (?) приложениями (!) основной частью (?) введением 131. При выборе темы письменной работы рекомендуется следовать определенным правилам. К ним относятся… (?) тема не должна быть абсолютно новой (?) тема должна быть перспективной (?) тема должна быть интересной (!) все перечисленные правила 132. Реферат – это… (!) краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала (?) форма проверки знаний, своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки (?) первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности (?) самостоятельное научное исследование, квалификационная работа выпускника, требующая хорошо сформированных навыков самостоятельной научной деятельности, обоснованности и ценности полученных результатов исследования и выводов, а также возможности их применения в практической деятельности 133. Контрольная работа – это… (?) краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала (!) форма проверки знаний, своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки (?) первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности (?) самостоятельное научное исследование, квалификационная работа выпускника, требующая хорошо сформированных навыков самостоятельной научной деятельности, обоснованности и ценности полученных результатов исследования и выводов, а также возможности их применения в практической деятельности 134. Курсовая работа – это… (?) краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала (?) форма проверки знаний, своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки (!) первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности (?) самостоятельное научное исследование, квалификационная работа выпускника, требующая хорошо сформированных навыков самостоятельной научной деятельности, обоснованности и ценности полученных результатов исследования и выводов, а также возможности их применения в практической деятельности 135. Дипломная работа – это… (?) краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала (?) форма проверки знаний, своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки (?) первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности (!) самостоятельное научное исследование, квалификационная работа выпускника, требующая хорошо сформированных навыков самостоятельной научной деятельности, обоснованности и ценности полученных результатов исследования и выводов, а также возможности их применения в практической деятельности 136. Краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме, наиболее простая форма самостоятельного изучения материала – это… (?) курсовая работа (?) дипломная работа (!) реферат (?) контрольная работа 137. Первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности – это… (!) курсовая работа (?) дипломная работа (?) реферат (?) контрольная работа 138. Самостоятельное научное исследование, требующее хорошо сформированных навыков самостоятельной научной деятельности, обоснованности и ценности полученных результатов исследования и выводов, а также возможности их применения в практической деятельности; квалификационная работа выпускника – это… (?) курсовая работа (!) дипломная работа (?) реферат (?) контрольная работа 139. Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия – жанры, характерные для ________ стиля. (?) художественного (!) научного (?) публицистического (?) официально-делового 140. ______ обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения; иногда характеризуются его структура, композиция. (?) Справочник (!) Аннотация (?) Реферат (?) Тезисы 141. ______ научного текста – важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. (?) Основная часть (!) Название (заголовок) (?) Заключение (?) Введение 142. К жанрам научного стиля относятся… (?) акт,комедия (?) дневниковая запись, реклама (!) статья, учебное пособие (?) коммюнике, распоряжение 143. К жанрам научного стиля относится… (?) беседа, репортаж (!) монография, тезисы (?) заявление, иск (?) характеристика, устав 144. Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для научного стиля: (?) преимущественное употребление существительных вместо глаголов (?) логическая последовательность изложения (?) научная фразеология (!) широкое использование лексики и фразеологии других стилей 145. В научных текстах обычно употребляются слова: (!) анализировать, свойство, дистанционный (?) кооператор, гласность, безработица (?) следует, обязуется, назначается (?) лазурный, нескончаемый, предчувствовать 146. К жанровым разновидностям письменной научной речи относятся: (?) репортаж, очерк, фельетон (!) реферат, монография, статья (?) закон, инструкция, постановление (?) рассказ, роман, поэма 147. Основными чертами научного стиля и в устной, и в письменной речи являются: (?) непринужденный характер общения, эмоционально-экспрессивная окраска речи, лексическая разновидность (!) точность, абстрактность, логичность, объективность (?) точность, стандартизированность, предписывающий характер изложения (?) эмоциональность, разнообразие изобразительных средств, метафоричность, содержательная многоплановость 148. Тезис – это…. (!) основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения (?) мысль, высказанная субъектом речи (?) процесс приведения доказательства для обоснования какой-либо мысли (?) точка зрения субъекта речи 149. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке? (?) Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаров, Шаповалов (?) Чижов, Уфлянд, Ухов, Шаров, Шаповалов (?) Ухов, Уфлянд, Шаповалов, Шаров, Чижов (!) Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаповалов, Шаров 150. Для научного текста НЕ характерно: (?) смысловая законченность (?) целостность (?) связность (!) эмоциональность 151. Укажите словосочетания, не принятые в научном стиле речи: (?) убедительные факты (?) в результате поиска (?) наметим основные вопросы (!) премного благодарен 152. К наиболее употребительным выражениям общего характера в научно-профессиональной речи НЕ относится: (?) В первую очередь хотелось бы остановиться на… (?) Хотелось бы подчеркнуть, что… (?) Необходимо заметить… (!) Я и представить себе не мог, что… 153. К наиболее употребительным выражениям общего характера в научно-профессиональной речи относится: (!) Таким образом, в работе нашло отражение… (?) Довожу до Вашего сведения, что… (?) Необходимо осуществить контроль… (?) Прошу Вашего разрешения… 154. Выделенные в тексте слова являются… Магматические породы формируются из расплавленной магмы. Их различают по текстуре, составу и условиям образования. Кислые магматические породы обычно светлые и имеют низкую плотность. Они содержат большое количество кремнезёма. Основные магматические породы более тёмные и плотные. В них гораздо меньше кремнезёма, зато много оксидов металлов – магния и кальция. Ультраосновные породы очень плотные. В них много магния. Основные и ультраосновные породы содержат минералы: оливин, пироксены, роговую обманку. (?) разговорными (!) терминами (?) общеупотребительными (?) профессиональными 155. Выделенные в тексте слова являются… Животная клетка имеет тонкую внешнюю оболочку, позволяющую нужным веществам проникать внутрь, а ненужным – выходить наружу. Внутри оболочки заключена студенистая жидкость – цитоплазма, в которую погружены мелкие тельца – органеллы, выполняющие различные функции. Главная органелла – это ядро. В нём находятся гены, определяющие строение клетки и её работу. Другие органеллы высвобождают энергию, содержащуюся в пище, выводят продукты обмена веществ или защищают клетку. Клетки бактерий не имеют ядра, поэтому их называют прокариотными. С прокариотных клеток началась эволюция клеточных форм жизни на Земле. (?) общеупотребительными (?) разговорными (?) профессиональными (!) терминами 156. Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля. (!) Научного (?) художественного (?) официально-делового (?) публицистического 157. Рубрикация – это… (?) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено (?) процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями (?) перечень книг и статей, использованных в работе (!) деление текста на логически самостоятельные составные части 158. Библиография – это… (?) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено (?) процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями (!) перечень книг и статей, использованных в работе (?) деление текста на логически самостоятельные составные части 159. Редактирование – это… (?) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено (!) процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями (?) перечень книг и статей, использованных в работе (?) деление текста на логически самостоятельные составные части 160. Деление текста на логически самостоятельные составные части – это… (?) аннотация (!) рубрикация (?) библиография (?) редактирование 161. Перечень книг и статей, использованных в работе – это… (?) аннотация (?) рубрикация (!) библиография (?) редактирование 162. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это… (?) аннотация (?) рубрикация (?) библиография (!) редактирование 163. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств – это… (!) текст (?) абзац (?) параграф (?) глава 164. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это… (?) художественный стиль (?) официально-деловой стиль (?) газетно-публицистический стиль (!) научный стиль 165. Лексико-фразеологический состав научного стиля характеризуется употреблением… (?) переносных значений слов (?) слов других стилей речи (!) научной и технической терминологии (?) тропов 166. Цитата – это… (?) передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту (!) дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания (?) ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств (?) выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства 167. Парафраз – это… (!) передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту (?) дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания (?) ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств (?) выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства 168. Плагиат – это… (?) передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту (?) дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания (?) ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств (!) выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства 169. Введение как структурный элемент научного исследования НЕ включает в себя: (?) обоснование актуальности темы (?) замысел работы, ее цель и задачи (?) предполагаемые методы и способы достижения поставленных цели и задач (!) выводы и заключения 170. Описательная часть введения научного исследования… (?) содержит предварительные выводы исследования (?) (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы (?) насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение (!) содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования 171. Текстуальная подводка введения научного исследования… (?) содержит предварительные выводы исследования (!) (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы (?) насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение (?) содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования 172. К реквизитам титульного листа письменной работы НЕ относится: (?) наименование министерства (ведомства) (?) название учебного заведения (?) название кафедры учебного заведения (!) фамилия рецензента 173. В «Приложения» НЕ включают… (!) список литературы (?) копии документов (?) производственные планы и протоколы (?) таблицы, графики, схемы 174. В объем курсовой работы Не входят: (!) Титульный лист, содержание (?) Введение, заключение (?) Список литературы, титульный лист (?) Заключение, приложения 175. Ошибки в написании прописных букв допущены в ряду… (!) указ президента РФ; день конституции РФ (?) статья 2 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (?) у Вечного огня; на могиле Неизвестного солдата (?) Президентский полк Комендатуры Московского Кремля 176. Нарушены правила общепринятого сокращения слов в ряду… (?) Архангельская обл., Пушкинский р-н, 2000 – 2010гг. (?) см. на с. 12, напр., т.п. (?) и.о. зав. кафедрой, проф., 2008/2009 уч.г. (!) дир – р завода, от ст-ки, канд. фил. н. 177. Нарушено написание прописной или строчной буквы в документе в ряду… (?) Совет Федерации и Государственная Дума, Генеральный прокурор РФ (!) В Организации объединенных наций, Московский Государственный Университет (?) Академия наук России, Государственная Третьяковская галерея (?) Президент РФ, Парламент РФ 178. Неправильное сокращение приведено в ряду… (!) академ. (академик), зав. (заведующий), пом. (помощник) (?) инж. (инженер), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности) (?) с-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), тыс. (тысяча) (?) и т. д. (и так далее), млрд. (миллиард), млн. (миллион) 179. Подготовка текста выступления на процедуре защиты научного исследования включает в себя определенные действия. К ним НЕ относится: (?) обдумывание содержания выступления (?) разработка и написание основного текста выступления (?) заучивание текста и пробное оглашение (!) согласование содержания выступления с членами комиссии 180. Развернутая подробная форма письменной оценки готовой письменной работы - … (!) рецензия (?) автореферат (?) отзыв (?) аннотация 181. В заключении выступления оратор НЕ должен использовать фразу… (?) «Благодарю за внимание» (!) «Извините, что отнял у вас время» (?) «Таковы результаты проведенного исследования» (?) «Благодарю за проявленный интерес к проведенному исследованию» 182. Во время публичной защиты научного исследования оратору необходимо установить контакт с аудиторией. Что из перечисленного НЕ будет способствовать установлению контакта? (?) уверенность в поведении оратора (?) спокойствие и достоинство на его лице (?) твердость и решительность в голосе (!) самоуверенность в улыбке и позе 183. Для установления контакта с аудиторией оратору необходим: (!) зрительный (визуальный) контакт со слушателями (?) яркий запоминающийся костюм (?) громкий голос (?) театральный жест 184. Полемика – это наука убеждать. Из перечисленного характерным для научной полемики НЕ является: (?) она учит подкреплять мысли убедительными аргументами (?) она учит отстаивать новые взгляды (?) она служит воспитанию активной гражданской позиции (!) она учит добиваться своего любыми средствами 185. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание» - этот закон логики называется… (!) закон тождества (?) закон противоречия (?) закон исключенного третьего (?) закон достаточного основания 186. «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно» - этот закон логики называется… (?) закон тождества (?) закон противоречия (!) закон исключенного третьего (?) закон достаточного основания 187. «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными» - этот закон логики называется… (?) закон тождества (!) закон противоречия (?) закон исключенного третьего (?) закон достаточного основания 188. Критериями оценки защиты письменной работы Не является: (?) Полнота раскрытия темы (?) Логичность изложения (!) Запоминающийся внешний вид (?) Правильность используемой лексики 189. Рецензия обычно зачитывается: (!) Перед защитой научной работы (?) После защиты научной работы (?) Не зачитывается совсем (?) Зачитывается по особой просьбе 190. Выступление по материалу курсовой работы должно занимать: (!) 10-15 минут (?) 3-5 минут (?) 20-30 минут (?) 30-40 минут 191. Во время публичного выступления начинайте говорить… (!) только после того, как установится тишина (?) сразу же, как только Вам предоставят слово (?) со своего места, постепенно передвигаясь к месту выступления (сцене, кафедре и др.) (?) только после аплодисментов 192. Во время публичного выступления держитесь… (?) непринужденно, как будто Вы выступаете перед родственниками или друзьями (?) настороженно и внимательно слушайте комментарии из аудитории (!) уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах (?) подальше от края сцены, чтобы не упасть 193. В публичном выступлении начинать речь необходимо… (?) с краткого содержания того, о чем Вы собираетесь говорить (!) с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза (?) с чего-нибудь неожиданного, чтобы привлечь внимание скучающей аудитории (?) с извинения за Ваши не вполне отточенные навыки публичного выступления 194. Во время публичного выступления речь выступающего должна быть… (?) медленной и монотонной (?) быстрой и очень громкой (?) тихой и невнятной (!) максимально четкой и разборчивой 195. Во время публичного выступления необходимо смотреть… (?) в одну точку (?) поверх голов слушателей (?) на свою обувь (!) на слушателей 196. Во время публичного выступления переходить к главному вопросу необходимо после того, как Вы… (!) добьетесь положительной реакции аудитории и будете уверены в том, что Вас слушают (?) изложите краткое содержание своего выступления с выводами и заключениями (?) поприветствуете аудиторию, вне зависимости от того, слушают Вас или нет (?) поблагодарите маму за то, что она Вас родила, и бога за то, что он Вам помогал 197. Если во время публичного выступления Вы сильно устали или очень неуверенно чувствуете себя перед большой аудиторией,… (?) так и скажите об этом слушателям. Каждый был в вашей ситуации, Вас поймут. (?) попросите стул и стакан воды – так Вам будет легче. (!) не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, сохраняйте самоконтроль. (?) прервитесь и покиньте место выступления. 198. Если во время Вашего публичного выступления с места раздаются провоцирующие выкрики,… (?) немедленно вступите в дискуссию и постарайтесь выйти из нее победителем. (!) это не должно выводить Вас из равновесия. Не вступайте в дискуссию. (?) привлеките к вашей дискуссии всю аудиторию, пусть даже выступление будет сорвано. (?) немедленно покиньте место выступления, сказав, что вы не намерены выступать в такой обстановке. 199. Заканчивая публичное выступление, Вам необходимо… (?) еще раз проговорить цели и задачи выступления (?) попросить присутствующих высказать свое мнение о Вашем выступлении (?) поклониться и молча покинуть место выступления (!) поблагодарить всех присутствующих за внимание 200. Композиционное построение публичной речи выглядит следующим образом: (?) основная часть, заключение, выводы (!) вступление, основная часть, заключение (?) зачин, повествование, вывод (?) начало, конец 201. Что из перечисленного ниже НЕ может быть средством привлечения внимания в публичном выступлении? (?) изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить (?) обращение к речи предыдущего оратора (!) критика аудитории за их неумение или нежелание слушать (?) юмористическое замечание 202. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _____________ способ аргументации. (?) восходящий (?) индуктивный (!) нисходящий (?) эмоциональный